Расскажу, как обещала, "коротенько минут на сорок" о том, что у нас за концерт и откуда он такой взялся.
Казалось бы, сколько всяких концертов и спектаклей в стиле фламенко. Зачем еще один?
Попробую объяснить идею... Пока у этой работы нет аналогов в России. Это не совсем концерт фламенко. Это нечто проживаемое через фламенко и не только через него, но через испанский фольклор, классический испанский танец и собственную интуицию. Любое творчество, если оно им является, проживается как некая история. читать дальше Поэтому на самом деле это не совсем концерт даже, это задумывалось как единый поток, собранные воедино воспоминания-картинки из прошлого с одной центральной темой "Сны о любви". Получилось не совсем то, что задумывалось, но все равно это не просто концерт. Когда-то еще до многих событий я даже дала этой программе другое рабочее название "Призраки любви". Но потом я сочла, что для публики это будет звучать слишком мрачно и перешла к более примитивному названию, добавив к нему "от барокко до фламенко".
Впервые я задумалась о танцах, которые могли бы войти в эту программу, около 20 с лишним лет назад, почти столько же, сколько я официально работаю в области испанского танца. Вот с тех пор у меня возникло желание поставить что-то особое не под фламенко, а с музыкой Фальи, Альбениса и другой классикой. Испанский Ренессанс и барокко мне знакомы с детства, я танцевала под такую музыку одна дома маленькой девочкой, просто фантазируя.
Поэтому когда так уж упали карты, сошлись звезды через много лет, что сперва мы заговорили об этом с Полиной Арцис, оперной певицей, с которой мы много лет дружим, а потом вдруг нашлись и сами ко мне обратились музыканты из ансамбля Таньедорес, все само собой привело к этой программе. Каждый раз выходило при встрече что-то из серии "О, да у нас уже сделано вот такое-то, и мы отлично все это соединим!" Самое забавное, что в гитаристе ансамбля я узнала своего давнего учителя гитары, к которому я давно-давно ходила заниматься школьницей, мы не виделись уйму лет и по всем параметрам не могли и предположить, что мы вот так встретимся.)) Я совсем больше не играю на гитаре с тех самых пор, но зато мой бывший учитель играет мне Фолию и Хакарас на барочной гитаре, кто б мог подумать!
В общем, три года все это постепенно собиралось из разных составляющих. Причем для каждого участника эта программа - своя история. Кто-то проходит в этом интересный эксперимент, когда барочная музыка соединяется с движениями танца фламенко или испанского народного танца, или с фантазией на тему старинного танца. Для кого-то это счастье прожить музыку Фальи как шквал эмоций, погружение в испанский характер. Кто-то пробует тут привычные вещи в новом формате, кто-то обращается к традициям. Пока почти для всех это мозаика, которую мы собираем.
И лично для меня это мозаика образов и историй... За каждым образом, пусть даже самым незатейливым, для меня стоит целый ворох мыслей, воспоминаний и переживаний. Так Хакарас - это отсылка к эстетике дворцового барокко, Канариос - озорной танец, предвещающий фламенко, Валенсийская рапсодия - это роскошь праздника Фальяс, Арагонский вильянсико - Рождество под башнями с стиле Мудехар, Фолия - пьянящая чувственность, Гранада - ностальгия и тоска по всем, кто тебе дорог, Малагенья - всепобеждающая сила духа... Все это странно звучит, возможно. Потому что это куча моих поисков и впечатлений, которые вынесены из живого общения в Испании за много лет. Через каждый образ проступает проявление характера: утонченность, жеманность, беспечность, страсть, меланхолия и т.д. Это не тот концерт, где все танцы на одно лицо, а все чувства одинаковы.
Испания - это не только тетки с розами в волосах! Это не только пестрые оборки на юбках и страстные мачо! Испания - это волшебный сундук с драгоценностями, причем бездонный. Сколько роешься, столько находишь нового!!! Я не устану это повторять. Потому что через фольклор Испании начинаешь во многом понимать суть искусства во всем мире. Оно в многогранности, оно в поиске, оно в эмоциях.
Не в дробях и оборках, а в том, чтобы эмоции захлестнули как ураган и проживались по-настоящему, чтобы найти хорошо забытое старое и оживить его в новом и непременно прожить! Придумать новое-новое, но соединить его со старым и перекинуть мост между временами и поколениями. А еще перестать мозолить зрителям глаза штампами.
В том, что чаще всего делается на тему Испании, очень много штампов. Очень много зацикленности на второстепенных вещах. Очень много ограниченности представления об этой культуре.
Посмотрите на Испанию не только в оборках, но в золоченых валенсийских гребнях, арагонских альпаргатах, черных мантильях и барочных кринолинах, присмотритесь к мелочам, к разнице узоров, тесемок и украшений. Ни одна мелочь не случайна. И это только внешнее, но за внешним скрываются разные характеры, разные манеры двигаться и разные фантазии, которые все это рождает...
И едва ли где и едва ли скоро вы еще встретите при этом барочную гитару, архилютню, флейту траверсо... Инструменты скопированные в точности со старинных.
И уж поверьте, немного оперных певиц обладают таким ярким темпераментом как Полина. Она не просто классная певица, она актриса, что делает ее искусство по-настоящему обращенным к зрителю на совершенно особом уровне. Ее роль в программе бесценна, а работа с ней всегда легка и органична.
Как-то само собой среди всего этого у меня возникло желание танцевать в духе фламенко под музыку Вивальди. Я не смотрела ничьи эксперименты, я не брала идеи ниоткуда, кроме собственной головы. Потому что все эти танцы - мое личное, мое по сути интимное переживание, которое вышло из музыки, моя любовь, мои о ней сны, как-то так. Всем этим я готова бесконечно делиться с вами.
Ждем 5 января в 19.00 в Доме Фламенко "Фламенкерия" в Москве. Поскольку новогодние праздники будут в самом разгаре и в России, и в Испании, то вас ждут испанские рождественские сюрпризы.
Перепост приветствуется. Эта работа в Москве впервые и нуждается в вашей поддержке. Я еще намереваюсь вести что-то типа гастрольного дневничка, где буду уже делиться отдельными любопытностями вроде истории появления такой-то юбки или такого-то странного движения, а также о сражениях певицы с дым-машиной или танцовщицы с пюпитрами, об арагонско-андалусской дружбе и всякой всячине. Если любопытно, присоединяйтесь.
Колоритная дама...