Сегодня это в очередной раз оказался ФЗ.
много букв, картинки и пара роликовВпервые я увидела эту постановку... а собственно, на премьере и увидела. Легенды гласят, что до зилантовской премьеры был спектакль в ДК "Маяк", но там, кажется, была урезанная версия. Так что вечером 5 ноября 2001 года мы сидели в большом зале Ленин-сарая и предвкушали... Мы с Бланфией даже пытались что-то фотографировать - мыльницей, с двадцать первого ряда, ага! (ой, я и ряд помню, оказывается?!) Сцена оказалась как нельзя более подходящей для этого спектакля, при полном отсутствии декораций создавалось ощущение заполненного пространства - благодаря темно-голубому бархату задника. Вполне себе по-эльфийски.
А потом вышла Лора и запела:
"Ты скажи мне, вереск, скажи,
зелен ли твой летний наряд?
Легок ли цветущий твой плат,
под которым спит мой брат,
мой любимый брат,
все простивший брат?.."
Бородатые феаноринги вызвали веселое недоумение и комментарии на тему "искусство требует жертв, но не все выполняют требования искусства!"
Но сцена в Нарготронде захватила уже всерьез, волна подхватила и понесла... Забылось, что спектакль самодеятельный, что половина артистов не владеет голосом, да и голоса далеко не у всех есть...
Огромное спасибо студии Фангорн за то, что они сохранили эти воспоминания на видео. Возможно, будут и более профессиональные записи, но это - память о тех годах...
Совершенно настоящими были Берен и Лютиэн - несмотря на не очень-то эльфийскую фигуру, Тэм очень красива, а их с Аэглором дуэт был трогательно искренним. У Аэглора голос небольшой, даже слабоватый, но очень проникновенный, к тому же человек очень хорошо вживается в то, о чем поет...
Ну и, конечно, Саурон - своим мощным баритоном Никита Коледин буквально снес зал. Это сейчас народ к нему привык, а тогда это было его второе появление на публике после "Тампля"...
Сам же Финрод... Для нас это был Финрод. Настоящий. Без дураков. И какие бы анекдоты ни рассказывали о том, как Лора объясняла Роме актёрскую задачу, результат оказался прекрасным. Не было стёба, не было скатывания в чрезмерный пафос — всего было ровно столько, сколько нужно. И смерть Короля была — настоящей.
В финале, думаю, не у меня одной к глазам подступили слезы. Исполнители тоже "поймали волну" и играли так, что замирало сердце. Солнечный Финрод лежал бездыханный на досках сцены, в голосе Галадриэли звучало неподдельное отчаяние, через которое робким ростком пробивалась надежда...
Выйдя из зала, Эвелин и Морита откололись от компании и ушли на один из школьных подоконников - обдумывать и вспоминать только что увиденное и услышанное. "Мы поняли, зачем приехали на этот Зилант. Вот за этим", - сказали они. Я их понимала прекрасно. Если уж теперь, почти 9 лет спустя, этот вечер помнится так ярко...
С тех пор "Финрод-зонг" неоднократно был показан на сцене, в разных редакциях, с разными исполнителями. Есть и студийные записи - версия 2002 года, так называемая "созниковская", недавняя, 2008 года, метал-версия... Через полтора месяца после Зиланта я поехала в Москву - специально ради того, чтобы посмотреть этот спектакль еще раз. Увы, волшебства уже не было, хотя услышать вновь полюбившиеся мелодии и тексты было радостно. Галадриэль вместо отсутствовавшей Лоры пела Ёвин, которую я очень люблю, - но эта партия определенно писалась под Лорин голос, и на октаву выше она звучала... странно. К тому же сопрано у Лины все-таки камерное, и самые верха она просто не тянула или опускала на октаву - звучало не слишком красиво.
И Мелиан так же не попадала в музыку...
Кстати, Финрод в финале повел себя по-хулигански, чем снес напрочь весь пафос. Ну разве мертвые сгибают так вальяжно колени?
Фотографии отсюда
На следующий год в продаже появилась студийная версия "Финрод-зонга", в которой уже не было Тэм и Аэглора. Лютиэн пела Елена Созник (и делала это чудесно, идеальная Лютиэн!), Берена - Антон Неймышев (вот уж кого лучше не надо! Верните Аэглора!), у которого голос-то есть, но вот поет он, так надавливая на ноты, что все эмоции пропадают, остается только ощущение неровной звуковой волны. Зато Мелиан вышла просто замечательно - в отличие от недопоставленного классического сопрано Арэдэли, у Ёвин прекрасный, выразительный камерный голос, которым она выражает все, что считает нужным - плюс она всегда тонко чувствует роль, так что Мелиан получилась тоже идеальной. Финрод стал петь лучше - явно стал серьезно заниматься вокалом, но на эмоциональности пения это не сказалось - только звучать стал ровнее. В общем, я люблю Рому, он молодец, и можете смеяться!
На днях я попыталась слушать новую версию любимого мюзикла - так называемый Finrod-song-metal. Первый же номер - красивейшая баллада Галадриэли - заставила скривиться, как от зубной боли. Алина Пересвет обладает довольно сильным сопрано, но ей еще учиться и учиться у хорошего педагога, потому что сейчас ее пение режет слух, как пилой. Вспоминается Мелиан в исполнении Арэдэль - то же "недоползание" до верхних нот на 1/4 - 1/8 тона, тот же форсированный звук, убивающий тембральную окраску. Как я уже говорила, Галадриэль Лора писала для себя, лично я не воспринимаю ее с таким высоким голосом. Когда я 15 лет назад пыталась "озвучить" героев Толкина голосами любимых певцов, Галадриэль пела для меня низкими, грудными нотами Далиды.
А уж Финрод, воющий на верхних нотах, как истеричный Карл VII в "Жанне" (там-то это уместно, обожаю В. Королева в этой партии!), выносит мозг напрочь. Так же, как не попадающий в ноты Коледин на презентации в Казани.В общем, на вкус и цвет все фломастеры разные, а мне этот не нравится. Даже не буду ролики постить - кому захочется, на ЮТубе есть.))
Ну, и чтобы запить горькую пилюлю - внимание, ап!
Поединок Финрода и Саурона - легендарная классика, Лора и Ниенна: