Отрывки из спектакля в Гранаде, конец июня 2011 года:
Более ранняя постановка в Штатах:
читать дальше
СОДЕРЖАНИЕПитер СелларсПроявляясь из темноты, оживает мифический мир Федерико Гарсиа Лорки. Стук копыт коня в открытом поле, бесконечное журчание Источника слез (Айнадамар) и зов трубы раненой свободы, вздохи и решительные шаги, долгим эхом звучащие меж холмов.
КАРТИНА ПЕРВАЯ: МАРИАНАТеатр “Солис”, Монтевидео, Уругвай, апрель 1969 года. Со сцены доносятся голоса девочек, поющих романс, которым начинается пьеса Лорки “Мариана Пинеда”. Актриса Маргарита Ксиргу переносится на 40 лет назад –– именно столько прошло со дня премьеры этой смелой пьесы блестящего молодого автора. В последние мгновения своей жизни Маргарита пытается передать своей любимой ученице Нурии пламя, страсть и надежду своего поколения, подарившие жизнь Испанской Республике. Она возвращается мыслями к своей первой встрече с Лоркой в одном из мадридских баров.
Лорка рассказывает ей, что свобода в его пьесе — не только политическая, и поет лирическую арию, открывающую мир его фантазий, мир, рожденный обликом статуи Марианы Пинеды, которую он ребенком видел в Гранаде. Мариана была казнена в 1831 году за то, что вышила знамя для либералов и отказалась открыть имена заговорщиков, среди которых был её возлюбленный. Но любимый оставил ее, и она написала письмо своим детям, в котором объяснила им, что должна достойно умереть. Маргарита размышляет о сходстве судеб Марианы и Федерико. Ее раздумья прерываются возгласом Руиса Алонсо, фалангиста, арестовавшего Лорку в августе 1936 года.
читать дальшеКАРТИНА ВТОРАЯ: ФЕДЕРИКО
Романс о Мариане Пинеде звучит опять, возвращая Маргариту в лето 1936 года, в то время, когда она в последний раз видела Федерико. Молодая Испанская Республика под угрозой: в армии крепнут позиции правых, начались массовые аресты и убийства. Театральная труппа Маргариты отплывает с гастролями на Кубу. Актриса умоляет Федерико приехать к ней. Он же вместо этого решает поехать домой, в Гранаду, чтобы работать над новыми пьесами и стихами.
Никто не знает деталей убийства Лорки. Маргарита представляет себе его последние часы; оппортунист Руис Алонсо арестовывает Федерико в Гранаде и привозит его на место казни, к одинокому источнику в предгорьях, Айнадамару (Источнику Слез), вместе с тореро и учителем. Троих из них заставляют исповедаться. Затем их убивают.
2137 человек было казнено в Гранаде с 26 июля 1936-го по 1 марта 1939-го года. Лорка стал одной из первых жертв.
КАРТИНА ТРЕТЬЯ: МАРГАРИТА
В третий раз мы слышим романс о Мариане Пинеде. Снова вот-вот должна начаться пьеса, история, пересказанная поколением латиноамериканских студентов Маргариты. Маргарита знает, что умирает. Она не может выйти на сцену, но спектакль должен продолжаться. Когда её сердце слабеет, она говорит Нурии, что актер живет ради мгновения, что одинокий голос артиста может умолкнуть, но надежда в людях не умирает.
Фашисты правят Испанией уже 30 лет. Франко так никогда и не разрешил Маргарите Ксиргу, воплощению свободы испанского народа, ступить на родную землю. Федерико продолжал жить в своих пьесах, поставленных Маргаритой в Латинской Америке в те годы, когда в Испании они были запрещены.
Призрак Лорки входит в комнату. Он берет за руки Маргариту и Нурию, и вместе они вступают в ослепительный закат невероятных превращений. Маргарита умирает, подводя итог своей жизни финальными строками “Марианы Пинеды”: “Я –– Свобода”. Смелость ее взглядов, чистота помыслов и всеобъемлющая любовь к людям передаются Нурии, другими студентам и поколениям тех, кто придет следом за ними. Она поет “Я родник, источник, из которого ты пьешь”. И мы выпиваем полную чашу.Полный текст либретто (параллельно испанский и русский) — по ссылке:
http://ifolder.ru/25225849, перевод на русский — мой.
Слушаем...
Исполнители:
Маргарита Ксиргу — Dawn Upshaw
Федерико Гарсиа Лорка — Kelley O'Connor
Нурия — Jessica Rivera
Руис Алонсо — Jesús Montoya
Хосе Трипальди (охранник) —Eduardo Chama
Учитель — Sean Mayer
Тореро — Robb Asklof
Голоса источника — Anne-Carolyn Bird, Sindhu Chandrasekaran
Женский хор симфонического оркестра Атланты
хормейстер Norman Mackenzie
Atlanta Symphony Orchestra
Robert Spano