Если в мире есть совершенство, то оно суть картины Рафаэля Санти.
12 июня в Прадо открылась выставка работ моего любимого художника, написанных им в последние семь лет жизни, примерно с 1513 по 1520-й год. Плюс плоды трудов двух его лучших учеников — Джулио Романо и Джанфранческо Пенни. Собрали прадовские холсты, привезли картины из Лувра, Вашингтонской Национальной галереи, нью-йоркского музея Метрополитен, эдинбургского Музея изящных искусств, болонской Пинакотеки, флорентийской галереи Уффици, неаполитанского Наподимонте.
Вот что написано в «Art Daily»:
Поздний Рафаэль – первая основная выставка-обзор работ Рафаэля (Raffaello Sanzio 1483-1520), объединяющая картины и рисунки. Выставка охватывает работы последних семи лет жизни художника, который умер в Риме в свой 37-ой день рождения.Работы Рафаэля того периода оказали огромное влияние на европейское искусство. Тем не менее его картины не были полностью поняты из-за проблем с хронологией его произведений и в связи с тем что Рафаэль работал не один.
читать дальше
Организация этой выставки стала возможной при содействии и спонсорской помощи Fundacion AXA, которая была первой компанией ставшей членом благотворителей музея. Последние три вставки прошедшие в Лондоне, Риме и Урбино были сосредоточены на работах Рафаэля раннего периода. Была лишь одна попытка проанализировать работы его позднего периода на выставке проведенной в Мантуе и Вене в 1999 году, которая в большей степени была сфокусирована на его рисунках. Существующая выставка стремиться установить ясные границы между работами выполненными Рафаэлем иработами произведенными в сотрудничестве с его основными помощниками Джулио Романо (Giulio Romano) (г.ж. 1499-1546) и Джанфранческо Пенни (Gianfrancesco Penni) (г.ж. 1496-1528). Начиная с 1513 года в течении пяти лет они работали в Риме с Рафаэлем, украшая монументальные комнаты Ватикана, рядом с другими великими итальянскими художниками, такими как Микельанджело и Себастьян Дель Пьомбо. После выполнения этой работы, во время правления Папы Римского LeoX, Рафаэль был обеспечен большим количеством заказов для Папы и для других своих покровителей, в связи с чем Рафаэль нанял большое число помощников. Его студия была крупнейшей в Европе и насчитывала до пятидесяти помощников и учеников. Выставка дарит посетителю очень эффективные результаты такой системы во главе с удивительно универсальным Рафаэлем. В дополнение к производству картин (являющихся предметом этой выставки) он так же выполнял фрески, такие как были сделаны им в Ватикане и на вилле Farnesina и работал архитектором (продолжив строительство St.Peter’s после смерти Браманта (Bramante))
В результате сотрудничества между музеем Прадо (Museo del Prado) и Лувром (Musee du Louvre) выставка представила беспрецедентный набор из сорока четырех картин, двадцати восьми рисунков, а так же гобеленов. Все эти произведения были предоставлены сорока различными учреждениями. Посетителям выставки предложен хронологически структурированный обзор работ, размещенных в шести секциях, которые дают возможность сравнить заключительные произведения Рафаэля и двух его главных помощников Романо и Пенни, выполненные ими как при жизни художника, так и сразу после его смерти. Это беспрецедентная возможность сравнить работы Рафаэля и его помощников, а так же выявить степень участия помощников в его произведениях. В этом отношении почти тридцать рисунков, которые показаны рядом с картинами, играют ключевую роль в идентификации руки Рафаэля, не только из-за их абсолютного мастерства, но так же и потому что они показывают оригинальный проект и концепцию его картин. Последняя секция исследует творческий процесс преобразования заключительного шедевра Рафаэля (фото) в копию, сделанную его помощниками Пенни и Романо.
По материалам ArtDaily, перевод Андрея ЗлотыхВнимательно прочитав на первой стене этот текст (вся выставка и каждая картина по отдельности сопровождаются аннотацией на испанском и английском языках), я подошла к первой из картин... Это была "Мадонна с рыбой". Неожиданно я почувствовала, как к горлу подступил комок, а из глаз само собой полилось что-то теплое и соленое. И дальше я шла, то и дело хлюпая носом и вытирая глаза, чтобы прочитать очередной комментирующий текст...
"Падение по пути на Голгофу"
"Автопортрет с Джулио Романо"
Ну красавец же, а? "Портрет Биндо Альтовити"
"Мадонна с розой"
"Мадонна с канделябрами"
Когда смотришь картины вот так, "концентрированно", очень четко видно, где рука самого Мастера, а где — учеников. Это почти больно — созерцать совершенство и знать, что через полчаса тебе придется уйти и, возможно, не увидеть этого больше никогда. Ну, или не увидеть довольно долго. Но я ни за что не простила бы себе, если бы не пошла на эту выставку.
Зато теперь —
ЭТО в моей жизни было.
Еще статья и видеоИ еще одна