А потом я приехала в Вальдеррубио (мои осенние приключения там и подробную съемку интерьеров музея см. в соответствующем альбоме). Представляете? 5 июня, половина десятого утра, пустынные улицы, на небе ни облачка...
Русские в Вальдеррубио, спасайся, кто может!"Вот моя деревня", буквально:
Полюбовавшись на площадь, я направилась к музею (он находится совсем рядом, на той же улице, идти ровно три минуты). Входная дверь оказалась закрытой:
Я постучала и в парадную, и в калитку патио, ответа не получила. Сеньора, деловито сметавшая пыль с двери своего домика на противоположной стороне улицы, узрела меня и крикнула: "Там никого нет!" В ответ на мое недоуменное "как нет, рабочий день же, пятое июня же, и времени уже почти десять часов!" я получила пространное объяснение: музей провинциальный, маленький, посетители есть далеко не всегда, содержать его, несмотря на государственную поддержку, хлопотно, жить на что-то надо, вот и помогает дон Пепе по хозяйству соседям...
В общем, с раскаленной (уже!) улицы донья Ньевес (так мне представилась "соседка музея") увлекла меня в прохладные комнаты, напоила водой и рассказала почти половину своей жизни. И про дочку, расставшуюся с мужем, и про внучатого племянника, который помогает отцу (собственному племяннику сеньоры Ньевес), и про какую-то подругу... Узнав, что я хочу увидеть хутор Даймус, предложила, чтобы племянник отвез меня туда на машине, если будет свободен, но племянник оказался занят, к сожалению.
Предупреждаю сразу: в эту поездку я по максимуму "выпендривалась" с пением, не стеснялась, и Федерико в подарок я приготовила тоже "не мышонка, не лягушку", а несколько песен из их с Архентинитой сборника 1931 года. Ну, и гостеприимной вальдеррубианке я тоже спела, так она меня попросила повторить "на бис" — по телефону — ее подруге!
Пока мы с нею трепались, прошло больше получаса. Выглянув из проема входной двери, мы обнаружили, что ворота патио музея открыты. Донья Ньевес взяла меня за руку и потащила к калитке, крича: "Пепе! Пепе!"
Дон Пепе обнаружился, совершенно не изменившийся за прошедшие полтора года, только в "летнем варианте": рубашке с коротким рукавом и соломенной широкополой шляпе.
Табличка на стене дома гласит о том, что на открытии музея присутствовали король и королева:
Дон Пепе сказал мне, что через двадцать минут должны подъехать туристы из Гранады на праздничную экскурсию, так не могу ли я подождать эти самые двадцать минут? Конечно, могу, ответила я. А пока, сеньора, смотрите, вот в этом доме на той стороне улицы когда-то находилась школа, в которую маленький Федерико пошел "в первый раз в первый класс":
за углом, почти напротив церкви, стоит дом Фраскиты Альбы, прототипа главной героини "Дома Бернарды Альбы" (на снимке слева):
Вот он сто лет назад:
а на той же улице чуть дальше стоит дом, когда-то принадлежавший семье Рольданов. Сейчас там находится отделение банка. Увы, объяснения дона Пепе я слушала уже "задним числом", посему конкретного дома не углядела, но улица — вот:
Итак, автобус с туристами подъехал, туристы из автобуса выгрузились и набежали...
И мы пошли внутрь. В этот раз я практически не снимала интерьеры дома — всё отщелкано в прошлый приезд, когда я была одна, а тут толпа народу... В общем, я просто "посмотрела глазами", а всё, что я сняла в тот день, вот:
"Одна
В альбоме, на котором лежат две засушенные розы, нет ничего особенного: записи прежних посетителей.
В рамочках на стенах — рукописи (письмо родителям, школьное сочинение на тему "Моё детство в Вальдеррубио (Аскеросе)", эссе "Ла Баррака и театр", листы из церковной "крестильной книги"...
Тот самый хутор Даймус:
А это фотография тетушки Исабель, той самой, которая учила племянника Федерико играть на гитаре:
Ну так вот, в конце экскурсии нам показали небольшой фильм "Lorca en Valderrubio" (о нем немножко можно прочитать и даже посмотреть кусочек здесь), тоже памятный по прошлому приезду. Вот после фильма-то, с разрешения и полного одобрения дона Пепе, я и вручила Федерико свой подарок на его день рождения. Спела и "Кафе Чинитас", и "Тарару", и "Три листочка", и "Четырех погонщиков мулов", и что-то еще... пока я пела той группе, с которой ходила по дому, в проем между портьерами просунулась голова молодой женщины, которая оказалась учительницей литературы, привезшей на экскурсию свой класс. Ну, выпонели. Меня попросили спеть и для школьников. А когда я заканчивала "второй заход", в том же проеме показалась очень симпатичная рожа, которая потом спросила, не хочу ли я повторить то же самое еще раз, но уже глядя в объектив телекамеры? Почему бы нет, отчаянно сказала я и выползла в залитое ослепительным солнцем патио.
А вот и рожа, знакомьтесь: Эммануэль Камачо, глава маленькой съемочной группы, которая героически делает очередной документальный фильм "по теме". Если получилось не слишком страшно, то кадры с моим участием в этот фильм тоже войдут, хотя особо я на это не рассчитываю...
А вот помощники Мануэля, очень славные ребята. Мне очень стыдно, но я так и не спросила, как их зовут...(((
В числе прочего меня снимали вот у этого колодца:
прямо под этим горшком с "букетом кактусов":
А потом дон Пепе угощал нас домашним вином с орешками под навесом, увитым плющом и какими-то цветами, вел разговор очень вальяжный сеньор Карлос Роберто Гомес из Пуэрто-Рико, как я поняла, литературовед и издатель (изд. "Isla Negra"), одна из его книг по творчеству Лорки хранится в книжном шкафу на втором этаже хозяйского дома, он поднял дона Пепе и попросил его открыть для нас дом, чтобы показать эту книгу.
Я там, естественно, слушала во все уши и старалась быть как можно незаметнее...)))
В Даймус в тот день мы так и не попали. Мануэль то и дело созванивался со своим директором, который вел переговоры о разрешении на съемки с хозяином хутора, в конечном итоге съемки разрешили, но я на них уже не попала. Что ж... Зато ребята взяли меня с собой, и на машине мы поколесили по окрестностям. Посмотрели на панораму Веги
...нашли Fuente de la Teja,
а вокруг него — заросли стррррашно колючей ежевики. Вот где я поняла смысл строчки "Ежевика, серая кора..." В самом деле, какая кора у ежевики в наших широтах? Даже смешно. Но тут я увидела: действительно, КОРА!
...помочили ноги в заводи Хениля...
Поля и тополя...
распаханная земля...
...и придорожный розовый куст.
Последним автобусом (всего-то в восемь вечера!) мне пришлось уехать в Гранаду. А ребята отправились на хутор Даймус, снимать... Ы-ы-ы...(((
Но я ни капли не жалею, что не попала в тот день ни в Фуэнте Вакерос (туда я не попала в этот приезд совсем), ни в Уэрта де Сан Висенте (а вот туда я добралась перед самым отъездом в Мадрид).
Кому мало фотографий, отправляется традиционно смотреть альбом на Яндексе — там немного подробнее.