7 июня в Гранаде традиционно отмечается праздник Тела Господня - Corpus Christi. Кто интересовался традициями и праздниками испанского Юга, знает, что в этот день, как и в некоторые другие дни больших католических праздников, по улицам городов и селений проходит красочная процессия. Колонна, в которой идут участники процессии, змеится по нескольким центральным дорогам города, растягиваясь на несколько сотен метров. Люди надевают свои самые красивые и парадные костюмы, женщины достают из комодов гребни и мантильи, отдельными группами идут ремесленные цеха, монастырские братства, оркестры - духовые, ударные...
Накануне проводится репетиция шествия - "в полной выкладке", то есть со всеми атрибутами и в костюмах. Сначала несут ростовые куклы: Святые Католические короли Фердинанд и Изабелла, дракон Тараска с пленницей, мавританские короли.
читать дальше
За ними - музыканты, пираты на ходулях и их лодка, огромные кукольные головы - уже не уцелые куклы, только головы: тореро, индеец, крестьянин, байлаора, Дон Кихот, у всех открыты рты, потому что человек, который несет эту голову на своих плечах, придерживает ее за нижнюю челюсть. Некоторые участники шествия держат в руках надутые шарики, которыми в шутку лупят подвернувшихся зрителей - не больно и весело.
(не моё)
Даже на репетицию посмотреть собирается толпа, а в день самого праздника по тем улицам, по которым идет шествие, вообще не протолкнуться - пока не пройдут все. В день праздника и даже накануне многие горожане, особенно женщины всех возрастов, наряжаются в национальные костюмы.
Посмотрите на девочку на руках у мамы: она еще даже ходить не умеет, а её уже наряжают в "национальное платьице":
Город украшается: многие балконы задрапированы манильскими шалями или национальными флагами, всюду венки и гирлянды из цветов, улицы, по которым идет процессия, затянуты полотняным навесом, чтобы укрыть участников и зрителей от палящего солнца. У стены Кафедрального собора, у стены дворца архиепископа, у стен других церквей, в витринах магазинов и даже в окнах некоторых частных домов сооружаются алтари, украшенные статуэтками святых, драпировками и белыми цветами.
Процессия выходит из Кафедрального собора, делает круг по центральным улицам, включая Месонес и Рейес Католикос, проходит мимо муниципалитета и снова возвращается в собор. Главная реликвия праздника - серебряный ковчег с мощами. Его несут больше двух десятков человек, время от времени останавливаясь, чтобы передохнуть:ковчег очень тяжелый.
Когда ковчег несут по улице, с балконов домов его осыпают лепестками роз.
А это, судя по цепи, мэр славного города Гранады.
Время от времени начинают играть музыканты - духовой оркестр, ударные.
Кларнетист покорил моё сердце!
Народ - туристы и местные - наблюдают. Те, кто не поленился встать и прийти пораньше, заняли места на складных стульчиках на площади перед собором, обмахиваются веерами, фотографируют. Я заняла относительно "стратегическое" место - на пороге магазинчика доньи Хосефины, с которой Амор познакомила меня в наш прошлый приезд. Хосефина вспомнила меня, обрадовалась, познакомила с младшим из своих сыновей, Хосе. С ним мы дружески проболтали не один час за те дни, что я была в Гранаде. Много раз за эти часы Хосе лукаво улыбался и, подмигивая мне, говорил: "Эх, если бы я не был женат..." У Хосефины я, естественно, накупила сувениров и всякой фольфлорно-фламенковой мелочевки.
Мне никак не удавалось сфотографировать толком священника Кафедрального собора - низенький и кругленький, он каждый раз так шустро пробегал мимо меня, что объектив успевал поймать только его спину.
Детей тоже наряжают на праздник: девочек в белые платья с пышными юбками (не исключаю, что под ними даже кринолины есть), мальчиков - в матросские костюмчики. Дети тоже исполнены сознания важности своей роли: чинно идут среди взрослых, несут толстые зажженные процессионные свечи.
Но вот круг замкнулся, процессия возвращается в собор, постепенно рассеиваясь.
Я ухожу гулять по окрестным улицам, отыскивая знакомые и любимые места, а когда ближе к вечеру возвращаюсь на площадь к собору и архиепископскому дворцу, от алтарей уже не осталось и следа: все серо и пусто, как и не было ничего. Ни белых цветов, ни красных драпировок, ни свеч, ни статуй...
А на улицах, по которым проходила процессия и которые были застелены свежим сеном, уже ни соринки.