Хочу сказать огромное спасибо людям, вытащившим меня на этот спектакль.
Я люблю именно читать драматургию, мысленно представляя себе персонажей пьес — их внешность, мимику, походку, жестикуляцию, голоса. Я видела (в записи, конечно) испанские постановки лоркинских пьес, кинофильмы (в том числе и «Дом Бернарды Альбы» Бидзины Чхеидзе, и поставленную по этой же пьесе ленту Марио Камуса). Каждая новая постановка вызывает любопытство, смешанное с тревогой: а ну как начудит режиссёр, ударится в авангард, в абстракционизм, во что-то ещё? Ведь то, что было бы уместно в таких вещах, как «Публика» или «Когда пройдёт пять лет», в классических драмах и трагедиях для меня неприемлемо. Другая опасность, подстерегающая зрителя в театре, — непрофессионализм. Режиссёра ли, актёров... Несколько лет назад в Нижнем проходили гастроли Вологодского театра драмы, они тоже играли ДБА. Я делилась своими впечатлениями об этом спектакле: в целом неплохой, но несколько моментов покоробили.
В этом отношении постановка театра «Комедiя» стала для меня настоящим подарком. Буду рекомендовать всем друзьям и знакомым, читавшим Лорку или просто любящим театр. Понсия прекрасна. Служанка органична. Бернарда... более человечна, чем я привыкла представлять её, но это всего лишь нюансы субъективного восприятия. Сёстры! Какая Мартирио! Магдалена! Адела! Ангустиас хороша. Традиционно в тени остается Амелия, но это заложено в самой пьесе: среди «серых бабочек» она самая серая.
Хочу порадоваться нескольким моментам.
Во второй сцене, когда перед зрителем появляются Бернарда и её дочери, женщины встают на колени и поют реквием. Люди, они реально его поют! На все пять голосов! И это пятиголосие держат!
Когда Адела, удерживаемая сёстрами, кричит во весь голос: «Не могу я сидеть взаперти. Я не хочу зачахнуть, как вы, не хочу пожелтеть в этих комнатах. Завтра надену свое зеленое платье и пойду гулять по улице. Я хочу на волю!» — это не выглядит переигрыванием, это логически вытекает из того характера, который воплощает Алена Щеблева.
А страшно «поцарапавшая» в вологодском спектакле (потому что была сыграна на крике и словно "второпях", актрисы ужасно тараторили) финальная сцена между Аделой и Мартирио здесь, «у нас в "Комедии"» пролила бальзам на мою лоркофильскую душу. Почти змеиный шёпот:
«Адела. Зачем ты ищешь меня?
Мартирио. Оставь этого человека!
Адела. А кто ты такая, чтобы мне это говорить?
Мартирио. Честная женщина так себя не ведет. Тебе не место около него.
читать дальше
и мне захотелось воскликнуть «Олé!», настолько это было естественно, не наигранно, сильно. Собственно, я и кричала "Оле!", когда актрисы вышли на поклон.
И финал, когда «вешают» зелёное платье Аделы, — это очень просто и вместе с тем символично. Насколько, опять же, покоробил вологодский крест с распятой на нем Аделой, настолько здесь всё было правильно. В общем, я благодарна труппе за великолепную работу.
Страничка с фотографиями из спектакля