Ну вот, говорю же - писать совсем разучилась. Вот и опять настроение "поговорить картинками". Пользуясь своим болящим состоянием, потакаю собственным капризам.
Вчера три раза пересмотрела "Демона" с Отсом и Лемешевым - двумя Артистами, двумя Певцами, которых я обожаю с детства и могу слушать сколько угодно, находясь в любом месте и в любом состоянии. Правда, Лемешева так удачно загримировали для роли Синодала, что узнать его "в лицо" практически невозможно, зато уж голос не спутаешь ни с каким другим - настолько индивидуальные интонации. Собственно, Синодал в опере - персонаж второстепенный, и если бы не уникальный тембр и темперамент Сергея Яковлевича, заставляющие трепетать какие-то очень глубокие, интимные, я бы сказала, струны души и тела, я не обратила бы на него никакого внимания. Голос Тамары показался местами резковатым - там, где должен был звучать сильно и страстно, да и играет актриса немного ходульно - впрочем, именно немного, в рамках оперного спектакля очень даже хорошо. Я не знаток оперы, других версий не видела и не слышала (если не считать двух номеров в исполнении Шаляпина на старой пластинке), просто делюсь субъективным впечатлением. Кстати, о других исполнителях нигде ничего нет, сам фильм сохранился без титров, так что артистов, играющих соответственно Тамару и Гудала, ее отца, я не знаю - может быть, знатоки отзовутся? Еще интересный факт - вспомнила, пока перелистывала ссылки в поисковике: Лемешев старше Отса на 18 лет, получается, что в фильме Синодалу уже 58 (вот уж ни за что бы не сказала, если бы не знала!!!!), а Демону "всего" 40 - самый расцвет, да...)))
Но это все длинное предисловие, а сказать я хотела всего-то навсего о том, от чего вчера я была в натуральном оммороке. Знаю, многие меня не поймут, многие не согласятся. Повторяю, я очень и очень субъективна.

Георг Отс - Демон.
Во-первых, для меня (подчеркиваю - для меня) голос Отса - самый красивый в мире баритон. Я в курсе, что по техническим характеристикам его голос уступает многим и многим, что есть более мощные и более техничные. Голос Отса - лирический баритон (в основном, ибо по его собственным словам, он пел и басовые, и теноровые партии), а я падка на лирику, да.)) Хотя по мировосприятию больше склонна к драме.)) Зато вы никогда не спутаете этот голос ни с каким другим (как и голос Лемешева) - помнится, мы с мамой узнавали его наперегонки, когда он звучал по радио - "я узнАю этот голос с пяти пропетых нот... А я - с трех... А я - с одной!" И ведь узнавали! Даже с одной пропетой ноты!))) А уж в организме моем этот голос вызывает реакцию во многом физиологическую - в груди холодеет, сердце сладко сжимается и ухает куда-то в пятки, а потом возвращается и начинает биться часто-часто... и еще "дрожь какая-то и волнение во всех членах" - в общем, едва ли не оргазм.))))
А во-вторых, Отс мне очень нравится и внешне. Настоящая такая, мужественная красота и совершенно убойное обаяние. Душевность и высокая духовность во всем, что он делал на оперной сцене, в оперетте или на эстраде. И когда я вчера увидела его Демона, влюбилась заново - в который уже раз за свою жизнь. Фильм-опера все-таки сделан больше по законам оперного, а не кинематографического жанра, герои там и говорят, и двигаются немного "ненатурально" (опять же я в курсе, что в современных оперных постановках сценическое движение стало ближе к "естественному", но мы говорим о 1960-м годе в СССР), но даже очень скупые и "оперно-театральные" передвижения Демона в пространстве меня заворожили - такой они исполнены мощи, мужественности и... сексуальности (да-да! Кошки, повторяю, в оммороке.) Мда, в том старом ролике (явно поставленном "отдельно" от оперы) Демон был тоже врубелевским, но совсем не таким!



Конечно, по отдельным кадрам-скриншотам оценить движение трудно. И кто-то опять же скажет, что я преувеличиваю. На здоровье. Этот пост я пишу в первую очередь для себя - чтобы запомнить те ощущения, которые нахлынули на меня вчера и еще раз убедили меня в том, что старая любовь не ржавеет, даже если это любовь к человеку-с-экрана. И здесь сохранен врубелевский образ, но в то же время он другой.
Этот Демон показался мне очень эротичным.

"Печальный Демон, дух изгнанья,
Витал над грешною землёй...
Проклятый мир! Презренный мир!
Несчастный, ненавистный мне мир!.."
много картинок и текста либретто оперы
ЗЫ. Все картинки кликабельны. Текст дан по либретто П. Висковатова, основанном на поэме Лермонтова (снято по слуху из фильма).