Первую сказку мне рассказала Клелия, но ее финал оказался неожиданным... Впрочем, легко догадаться, что Клелия никогда не была единственной рассказчицей. Уже в первый вечер кое-кто дал мне понять, кто тут главный и вообще почему и кому благодаря я оказалась в этой стране и в этом городе...

Итак, начинается самая сказочная часть первого дня. (Во как я рассказ растянула! Но хочется какие-то особенные слова найти, а еще все вы знаете, что предвкушение, канун зачастую "вкуснее" самого события... но тут и события были - вкуснее некуда!

)
Рассказав про Plaza de Mayo, Клелия вывела меня на улицу, в которую я безнадежно, хотя и не без взаимности, влюбилась -
Gran Via de Mayo или Avenida de Mayo. (Нашла еще
вот такую экскурсию для желающих) И первой остановкой на нашем пути по этой очаровательной улице (она действительно очаровывает, кого-то сразу, кого-то завоевывая постепенно) было кафе "Тортони" (фото 142-149). Сначала мы с ним поздоровались (кстати, в этом же здании находится Национальная академия танго!),
нырнуть в сказкувнимательно изучили все памятные таблички, рассказывающие о "древности" кафе и его традициях (самое известное литературное кафе в Буэнос-Айресе, основано в 1858 году, литературное, место встречи многих очень известных людей - писателей, поэтов, художников, музыкантов...)

Мы вошли внутрь. Надо сказать, что в кафе помимо основной залы имеются еще две. Одна зала носит имя Альфонсины Сторни, знаменитой и любимой аргентинцами поэтессы. Клелия похвасталась, что в зале Альфонсины Сторни проходила и презентация ее поэтической книги.

Я шла между столиков главной залы "Тортони", и меня не отпускало ощущение провожающего меня взгляда. Я думаю, вас это совершенно не удивит, потому что в кафе меня приветствовал...

Ну да, а чему ж тут удивляться? Если он тут не один литр кофе выпил и не один десяток сигарет выкурил, слушая рассказы Пабло Неруды, Карлоса Гарделя, Альфонсины Сторни и многих, многих других... И, конечно, часами говоря сам.
Кстати, в одном из уголков главной залы, отгороженная от "обычных" посетителей витыми шнурами, помещена очень выразительная группка: о чем-то рассказывающий (а может быть, поющий?) Карлос Гардель, откинувшаяся на спинку кресла и мечтательно задумавшаяся Альфонсина Сторни и скептически (или мне только кажется?) прислушивающийся к рассказу (песне?) Хорхе Луис Борхес, похожий на бульдога или на жабу...

Нет, четвертого там и правда быть не могло.
Гибсон пишет: "Неруда вспоминает, что оба они, он и Лорка, имели своих недоброжелателей в Буэнос-Айресе, хотя и не называет имен. Одним из этих "недовольных" был писатель Артуро Камбурс Окампо, позднее сам описавший сильнейшее разочарование личной встречей со знаменитым автором "Цыганского романсеро" и "Кровавой свадьбы", которыми восхищался. В тот день Лорка безостановочно говорил о себе. Испанская поэзия им началась и им заканчивается; то же и испанский театр; "Йерма" (на тот момент еще незавершенная) являет собой возрожденную греческую трагедию. "Мы никогда не видели подобного сочетания педантизма и гордыни, нескромности и тщеславия в одном человеке," - писал Камбурс. "Мы оказались в обществе напыщенного глупца, тупого и вздорного шарлатанчика."
Мы не знаем, как излагал это Лорка, но как бы то ни было, рассказ Камбурса в очередной раз доказывает, что равнодушных в отношении к поэту быть не могло: вы либо любили Лорку, либо ненавидели его.
Другим врагом Федерико стал тридцатичетырелетний Хорхе Луис Борхес. Лорка, возможно, встречался с Борхесом в Мадриде в начале 1920-х, когда аргентинец был одним из лидеров ультраистского движения, их "путеводной звездой". В Буэнос-Айресе он, кажется, пересекся с Лоркой лишь мельком. "Он произвел на меня впечатление притворщика, - вспоминал Борхес позднее. - "Знаете, эдакий актер, играющий роль. Я хочу сказать, он был профессиональным андалусцем." Лорка в ту их встречу пространно рассуждал о некоем известном персонаже, который, по его словам, выражал всю трагедию Соединенных Штатов. Заинтригованный, Борхес спросил имя персонажа. "Микки-Маус," - ответил поэт. Аргентинец, разочарованный и раздраженный, немедля попрощался. Возможно, своей шутливой репликой Лорка сознательно хотел раздразнить писателя или пронаблюдать его реакцию. Возможно, он знал, что Борхес называл его "профессиональным андалусцем". Во всяком случае ясно, что Борхес оказался с Лоркой несовместим, не в последнюю очередь потому что оба хотели быть единственными и неповторимыми на подмостках жизни..." Конец цитаты.
Выйдя из "Тортони" (на 149-й фотографии - "Шкаф с памятью", такая практически музейная витрина с книгами и буклетами мероприятий, проводившихся в кафе в разные годы), мы еще прогулялись по Майскому проспекту (по дороге я запечатлела витрину винной лавочки и большой мураль; раньше мне казалось, что мурали более характерны для Чили, собственно, этого мнения я и продолжаю придерживаться, но в остальной ЛатАмерике они тоже есть), пересекли Avenida del 9 de Julio (Главная улица Буэнос-Айреса называется «Авенида 9 Июля» — в честь принятия Декларации о независимости Аргентины 9 июля 1816 года в городе Сан-Мигель-де-Тукуман. В нескольких кварталах от Театра Колумба, самого известного театра Латинской Америки, Авенида 9 Июля пересекается с другой важной артерией города — улицей Корриентес. На пересечении этих двух улиц находится Обелиск, построенный в честь 120-летней годовщины независимости Аргентины в 1936 году), на пересечении с Майским проспектом с одной стороны перекрестка я сфотографировала довольно дурацкий памятник Дон Кихоту(фото 153), полную луну в небе (фото 154) и наконец мы подошли к зданию, от которого мне ни за что не хотелось бы уходить... Это был отель "Castelar" (фото 155-159), на седьмом этаже которого с 13 октября 1933 по 6 марта 1934 года и жил товарищ-гражданин-сеньор Федерико Гарсиа Лорка, сподвигнувший меня на эту поездку.

Первая доска была открыта в день столетнего лоркинского юбилея, вторая - в ознаменование 75-летия прибытия Его Поэтического Величества в столицу нашей родины Аргентины.
Я к тому времени была уже немножко уставшая, по самые уши счастливая и в ожидании дальнейших чудес. Чудеса немножко помедлили... и все-таки слетелиcь ко мне. У одного из портье Клелия узнала, что сегодня доступа в номер 704 нет, но в ближайшее воскресенье ожидается тематическая экскурсия (бесплатная) с посещением этой, как потом оказалось, крошечной и совершенно обычной комнатки.
Клелия тогда в первый (но отнюдь не в последний!) раз произнесла: "Tienes gran suerte!", что означает "Тебе чертовски везет!". Потому что подобная экскурсия в столице проводится максимум два раза в год, в остальное время в лоркинский номер посетителей не пускают...
Но чудеса продолжались. Пройдя еще немного по Авенида де Майо, мы остановились возле украшенного неоновыми огнями здания театра "Авенида", где звучали бешеные аплодисменты и здравицы в честь автора "Кровавой свадьбы", "Чудесной башмачницы" и "Марианы Пинеды".
Театр был закрыт, конечно, только у входной двери возилась с тряпкой и шваброй уборщица, а за стеклянной дверью мы увидели дежурного администратора. Клелия, разумеется, подошла и попросила пустить нас внутрь, уже не в первый раз за этот вечер объяснив, что ее русская подруга, которая вообще-то не филолог а вовсе даже врач, приехала через пол-земного шара специально ради... В общем, нас пустили. Думаю, по кое-чьей протекции - а что, ему жалко, что ли? 

Вечер заканчивался - стремительно, неостановимо. Пройдя еще немного по Авенида де Майо, Клелия остановилась у входа в небольшое кафе и сказала: "Смотри!" Я подняла голову...

Сверившись с памятью, дальше Клелия повела меня уже по Авенида Корьентес, потом мы свернули в какую-то боковую улочку и увидели вот это:

Потом мы шли по Корьентес мимо театра имени Сан-Мартина...

Премьера пьесы была 15 мая. На следующий день после моего отъезда в Россию... Но я не так уж сильно жалею. Главное я все-таки увидела и почувствовала...:)
А закончился вечер совершенно, ящетаю, по-хулигански.:) Уходившись вконец, мы забрели в первое попавшееся кафе, сели за первый попавшийся столик у стены, заказали по сэндвичу и пиву, а когда, насытившись, я стала рассматривать интерьер кафешки и подняла взгляд на стену, у которой сидела,

то получила в ответ очень выразительную улыбку...

Найденные 10 сентаво показали свою работу уже в первый день... 
И ваще, я уже удивляюсь, как это до сих пор аргентинцы не оспаривают товарища-гражданина-сеньора ФГЛ у Испании? Дескать, вовсе он и не ваш, не любите вы его, злые вы, уйдет он от вас... к нам!
И еще очень приятно, что вас пустили в театр, что люди -- в лице дежурного администратора )) -- понимали и шли навстречу...
Ой, да, нас там не только в театр пустили, а и вообще...