Никуда от этого не денешься! Можете возражать, можете обижаться, но народ тупеет.
Особенно это на детях заметно.
Чтобы никого не возбуждать, приведу в пример своего младшего.
В лицее (второй класс) «по литературе» им задали подготовить сообщение о Чуковском, а «по музыке» - сообщение о Чайковском.
Подготовили.
Несчастного Чуковского исключили из гимназии за бедность, а Чайковский променял юриспруденцию на консерваторию. И так далее.
Утром спросил у школьника:
- Ну, что ты помнишь о Чуковском?
Ребёнок выдал:
- Корней Иванович Чуковский поступил в консерваторию и изучал там гимнастику.
Жена тут же взвыла на тему «бедные дети, нагрузки непосильные, совсем не гуляет и ничего уже не ест».
Нашёл в интернете аттестат Владимира Ильича Ленина, распечатал и сунул благоверной под нос.
читать дальшеЛенин учил четыре языка: греческий, латинский, французский, немецкий!
Плюс все те же предметы, что и мы учили в школе с добавлением закона Божьего и таинственной «математической географии».
Говорю:
- А вспомни своего любимого Паустовского! Как они зубрили в гимназии латынь и прочие науки. И всё успевали. И почти все, как и наш неуч, занимались музыкой и спортом! И какие великие люди из них получились!
Да что там Ленин и Паустовский.
Мой дед запросто решал за меня, десятиклассника, алгебраические задачи.
Мог завернуть по-древнегречески и шпарил наизусть по латыни речи Цицерона. Quo usque tandem abutere, Catilina, patientia nostra?
Хорошо говорил и писал по-французски и по-немецки.
А как он знал древнюю историю!
Современную-то он и сам мог бы написать. От революции до Второй Мировой и далее, через хрущёвскую кукурузу в брежневский застой.
Пожилая дама, наша учительница по английскому языку, мельком взглянула на мою задачу по алгебре, над которой я потел на выпускном экзамене (не любила меня математика!), отошла к подоконнику, упростила за минуту этого «крокодила» и подсунула мне листок с решением.
Как и зачем было ей помнить столько лет алгебру?!
Учили их так хорошо или они умнее нас были?
Мне кажется — второе.
Отец говорил мне, когда я жаловался ему на чрезмерные нагрузки в мединституте:
- Учи всё! И физику и историю КПСС и истмат с диаматом. Знания лишними не бывают!
Когда нам на первом же занятии по анатомии предъявили к изучению более сотни неведомых латинских названий бугорков и бороздок на человеческих костях, мы решили, что это издевательство. Что этого просто не может быть! Тем более — выучить до завтра!
Но через неделю уже учили, не смущаясь, новые сотни терминов, по пятьдесят страниц истории КПСС и т. д.
Есть, значит, в голове резервы серого вещества, коими мы не пользуемся!
Мне кажется, что все теперешние жалобы на чрезмерную загруженность детей в школах напрасны.
Недальновидными мне кажутся и рассуждения на тему: зачем это учить, если это не пригодится в дальнейшей жизни?!
Изучение «мёртвых языков», огромных текстов по истории и литературе — тренировали мозги. Подготовленная, вспаханная латынью и законом божьим кора головного мозга легко воспринимала семена других, нужных знаний.
Знания лишними не бывают.... Как можно понять многие стихи Пушкина, не зная истории и древних легенд? Сколько скрытых ссылок на Библию, ту же историю и мифы в книгах известных писателей! Можно ли разобраться в «Кентавре» Апдайка, не зная мифов древней Греции?
А сейчас всё стараются упростить и стандартизировать.
Что там история и литература!
Молодые врачи не знают и воинственно отрицают необходимость знать физиологию человека, патофизиологию, патанатомию, фармакологию... Все фундаментальные медицинские науки - побоку.
Мы то считали: зная, что и как происходит в организме человека и отчего это происходит, можно всегда найти способ лечения. Догадаться, сообразить....
Но новые ребята хотят инструкций. Стандартов и прямых указаний.
Монографий — не читают. В журнальных статьях читают только резюме и выводы, не читая сам текст статьи.
Вот и заплывают мозги молодым жирком, ленятся, прозябают.
И так далее.
Если на этот текст будут комментарии, то обязательно кто-нибудь приведёт три цитаты, бродящие по интернету, как укор старым пердунам. Посмотрим. ![;)](http://static.diary.ru/picture/1136.gif)
P.S.
И ещё один тревожный симптом.
Иногда захожу в школу к младшему. Часть пацанов — дети как дети: бегают, орут, дерутся,задирают девочкам юбчонки, но другая часть (как бы не половина!) сидит по углам с телефонами и планшетниками и пялятся в экран.
Хрен его знает, что они там высматривают, но это ведь противоестественно! Нет?
Подготовили.
Несчастного Чуковского исключили из гимназии за бедность, а Чайковский променял юриспруденцию на консерваторию. И так далее.
Утром спросил у школьника:
- Ну, что ты помнишь о Чуковском?
Ребёнок выдал:
- Корней Иванович Чуковский поступил в консерваторию и изучал там гимнастику.
Это не непосильные нагрузки. Это *censored* новомодное фонетическое обучение чтению по *censored* современным букварям. После этого детишкам не только Чайковского с Чуковским, а грозу с козой спутать нетрудно. Как ввели эти буквари и эту систему — функциональная неграмотность пошла пачками и тачками.
1. Мотивация. Ребенка за из ряда вон выходящую некомпетентность при ответе наказали? Не формально (низкой оценкой), а реально? Он знает, что при таком уровне незнания он имеет реальный шанс остаться на второй год, а при упорной неуспеваемости быть изгнанным из школы и оказаться на обочине жизни? А гимназисты Казанской или Киевской гимназии знали.
С другой стороны, можно ли представить себе, что учительскому персоналу этих и прочих гимназий вменяется в обязанность принять всех, кого привели, и за уши дотащить до окончания обучения? Никогда!
2. Ориентация. В гимназиях классических времен ни один нормальный учитель никогда не ориентировался бы по наименее успевающим - с него требовали не количество, а качество. И ребенок с такой подготовкой и отношением к урокам никогда бы в жизни не позволил себе подсознательной уверенности в том, что и так сойдет, никуда не денутся, поругают и забудут. Он бы понимал, что серьезно рискует.
Опять же, можно многое сказать об ориентации самого процесса - а можно заметить коротко: гимназия тех времен предназначалась для образования, а не для обучения - впихивания определенного свыше объема информации, признанного необходимым для некоторых целей.