Mira cómo se mece una vez y otra vez, virgen de flor y rama, en el aire de ayer. (с)
Просто фантазия М.Ф.Р. Но мне нравится.)
Yo no sé si es prohibido,
si no tiene perdón,
si me lleva al abismo,
sólo se que es amor.
Yo no sé si este amor es pecado que tiene castigo,
si es faltar a las leyes honradas del hombre y de Dios.
Sólo sé que me aturde la vida como un torbellino,
que me arrastra y me arrastra a tus brazos en ciega pasión.
Es más fuerte que yo que mi vida, mi credo y mi sino,
es más fuerte que todo el respeto y el temor a Dios.
Aunque sea pecado te quiero, te quiero lo mismo
aunque todo me niegue el derecho me aferro a este amor.
Yo no sé si es prohibido,
si no tiene perdón,
si me lleva al abismo,
sólo se que es amor.
Yo no sé si este amor es pecado que tiene castigo,
si es faltar a las leyes honradas del hombre y de Dios.
Sólo sé que me aturde la vida como un torbellino,
que me arrastra y me arrastra a tus brazos en ciega pasión.
Es más fuerte que yo que mi vida, mi credo y mi sino,
es más fuerte que todo el respeto y el temor a Dios.
Aunque sea pecado te quiero, te quiero lo mismo
aunque todo me niegue el derecho me aferro a este amor.
Нет, там рассказывается такой эпизод: приходят Лорка и Хуан в зал "Касабланка" в Мадриде (это было вечером 10 апреля 1935-го, в день восемнадцатилетия Хуана), там на сцене аргентинка готовилась к выступлению, распевалась на одной из песен. Она узнала Лорку, подошла к ним и сказала, что хочет посвятить своё выступление "вашей красивой паре", что написал это танго её молодой земляк, Карлос Бар, и что, как она надеется, песня понравится им. И запела. И по всем правилам сентиментального романа, "танго было написано словно про нас", они растрогались и бурно аплодировали.
Вот и всё, крошечный такой эпизод, но танго мне действительно понравилось.)
А танго чудесное, правда.
Когда Висенте Алейксандре получил Национальную премию по литературе за книгу "El amor y la destrucción", он не хотел праздновать это событие, потому что у него только что умерла мать, он был в трауре и, понятное дело, не в настроении. Но Л. втихую собрал самый близкий круг - Альберти с женой, Сернуда, он сам, еще несколько человек - и позвал дона Висенте якобы пообедать тет-а-тет. Тот пришел, и был ему сюрприз. Скорее приятный, чем нет. На этом обеде (или ужине) Алейксандре якобы подошел к столику, за которым сидели Лорка и Хуан и вполголоса поведал им, что во второе издание своей книги он включил новое стихотворение, которое посвятил - негласно, чтобы не создавать им неприятностей - им, их отношениям. Посвящение публиковать он не стал, но они, дескать, пусть знают. И подписал каждому по экземпляру. Я нашла то стихотворение, оно очень красивое, опять же. Поэтому даже если такого эпизода и не было, его вполне можно было выдумать.
www.poesi.as/vael002.htm
Еще там очень любопытно то и дело появляется РРР, сначала как повод для стррррашной ревности, потом - как "ангел-устроитель", который даже помогал Лорке с организацией некоторых совместных с Хуаном поездок: заказать отель, купить билеты на поезд...)
Еще был забавный эпизод с Мигелем Молиной, у которого вышло недоразумение с Рафаэлем де Леон и которое Лорка помог разрешить...
В общем, читается интересно, правда)
Насчет ревности к Рапуну — это, мне кажется, как раз реально. Помнишь, я упоминала о том, что один из сотрудников АВС, который был там непосредственным начальником Хуана Рамиреса и его приятелем, рассказывал, что, когда в АВС были опубликованы сонеты, у них с Хуаном был долгий разговор о них, о том, кто был адресатом, об их отношениях с Л. И вот там Хуан рассказывает о сложных отношениях Лорки и Рафаэля, упрекает его в неверности — и мне кажется, там нота ревности явно звучит. Ну, впрочем, это и понятно.
Вот уж не знаю насчет "ангела-устроителя"...))
Помнишь, как мы ворчали, когда эта книжка только вышла?)) Сейчас я читаю ее и радуюсь, что она написана и опубликована. Она очень тактичная, благородная и светлая, а то, что автор фантазирует, опираясь на какие-то реальные факты и документы - что ж, он и не претендует наа абсолютную документальность.) Но, повторю, это хороший фанфик, даже отличный)))
Ревность к Рапуну - это понятно. Рейна описывает несколько эпизодов (я насчитала три), когда Л. встречается с Рафаэлем в явном или неявном присутствии Хуана, и всякий раз влюбленный юноша чувствует боль и неуверенность. Хотя уже в первый раз Л. объяснил ему, что даже расставшись с теми, кого он когда-то любил, он не перестает испытывать к ним теплых чувств, просто с какого-то момента они идут по жизни разными дорогами. А Рафаэлю вообще было нелегко, потому что он, практически стопроцентный "натурал", имевший среди друзей и знакомых репутацию завзятого юбочника, не устоял перед лоркинским обаянием, поддался ему, он искренне любил Л., но быть вместе в конце концов стало ему невмочь. И во время их отношений он действительно изменял Л., "бегал налево", к женщинам. Это мучило и его, и Федерико, и они приняли обоюдное решение расстаться, но при этом остались друзьями.
Так это излагает Рейна устами Рамиреса, и, как по мне, версия совершенно правдоподобна.
Ну а раз они остались друзьями, почему бы Рафаэлю не помогать иногда другу с чисто организационными вопросами? Тем более, если он видел, что Федерико с Хуаном счастлив, что ему хорошо? Зачем бы ему такое счастье портить, он ведь был не из мелких пакостников...))
А насчет Рапуна - ну да, скорее, Рафаэль сказал, что физических отношений больше не хочет, а Лорка не стал настаивать, потому что это было не в его характере, и отпустил. Но все равно думаю, что они однажды сели, обговорили этот момент и пришли к соглашению. Только и всего.
Я когда-то в юности была в положении Рапуна. В том смысле, что была единственный раз в моей жизни связь с женщиной, вернее, с девушкой чуть старше меня. Ну и я быстро поняла, что мне это совершенно не нужно, такие отношения не для меня. Но закончить их было очень сложно. Я-то на эти отношения согласилась так, по легкомыслию да по молодому любопытству — почему бы не попробовать. Попробовала — не понравилось, вот и всё.) А для нее это было серьезно. Очень всё это было тяжко: и обижать ее не хотелось, она-то в чем была виновата? Не заставляла же она меня. Но и продолжать было уже невозможно, надо было говорить окончательное "нет". Ну, сказала, была тяжелая сцена. Но в конце концов да, остались друзьями. Подругами.)
Конечно, у всех всё по разному, но не думаю, что там было легче: там ведь была не девушка, а целый Лорка.) Который чувствовал всё глубже и переживал тяжелее. Да и с другой стороны была не какая-то там я,)) а Рапун, от которого отказываться было уж наверное гораздо тяжелее, чем той девушке от меня.))
Насчет адресата сонетов — странно, что Рейна считает, что они Рамиресу. Сам же пишет о том, какими были их отношения, и опирается, конечно, на то, что об этом говорил сам Хуан — и при этом считает, что сонеты, где описан совершенно другой тип отношений, этому Хуану посвящены. Тем более что сам Рамирес это совершенно открытым текстом отрицал, отвечая на прямой вопрос Ансона. Он как раз уверял, что сонеты вовсе не ему, а Рапуну. Почему ж к нему не прислушаться, если уж из самого текста сонетов не ясно?
Я думаю, что отношения с РРР и с Хуаном вполне могли существовать одновременно. Первые были сложными, мучительными — и именно поэтому мог и возникнуть параллельно роман с Рамиресом, с которым было, наоборот, легко, не было этих сложностей. Но любовь к Рапуну была глубже, серьезнее. Вполне возможно, что было именно так.
Об этом вспоминал Сиприано Ривас Чериф — что Ксиргу говорила, что Лорка без Рафаэля не поедет, надо каким-то образом взять его (Рапуна) с собой.
И вот посмотри по ссылке: www.elmundo.es/cultura/2014/08/25/53fa03e5ca474...
Альберто Конехеро успел поговорить с братом Рафаэля, Томасом Родригесом, и с другими его родными.
"El temblor de Rafael cuando, después de volver del norte, donde el estallido de la guerra le sorprendió, entró en su casa y su padre le recibió con un estoico: "Que sepas que han matado a tu amigo, el poeta". "Le han matado por mi culpa", se lamentó 1.000 veces ante su hermana María, que más tarde le contó a Toña, una modistilla de la familia con una memoria privilegiada, toda la historia de su hermano. Cuando está a punto de estallar la guerra Federico y Rafael discuten por lo mismo de siempre. Ha terminado sus exámenes y Rafael marcha al norte mientras Federico, que no se había exiliado para no irse de España sin él, se marcha a Granada "donde puede que se sintiera más seguro"
Спасибо, что напомнила про Черифа — их с Ксиргу слова я вроде бы читала.)
И за ссылку спасибо)
Тогда всё вообще невероятно запутывается.
В общем, как и ко всем "новым открытиям" и "сенсациям", я отношусь к этому очень осторожно. То есть я вполне верю, что роман у них был, но это не обязательно значило для Лорки конец отношений с Рапуном. Рамирес был прелестным мальчиком, Лоркой искренне восхищался и так далее. И, судя по тому, что он и потом жил с мужчиной (помнишь, писали, что он со своим партнером 30 лет вместе прожил), так вот, судя по этому, там таких проблем, как с Рапуном, любящим женщин, не было.
Мне ужасно нравится эта история, мне очень нравится Хуан, я очень радуюсь, что у Лорки в конце жизни были такие чудесные отношения — но, повторяю, я не думаю, что всё это обязательно значит, что связь с Рапуном была окончена.