Мой город тоже воевал. На заводах производились снаряды и взрывчатка для фронта. И уходили на фронт мужчины и женщины, юноши и девушки...
Воинам и труженикам тыла в Дзержинске установлен 18-метровый обелиск, построенный в 1965 году в честь 20-летия Победы над фашистской Германией. От обелиска отходит консоль с чашей, в которой горит Вечный огонь.
читать дальшеМало кто знает, что на территории Дзержинска в старом здании школы № 2, на месте которого сейчас стоит ТЦ «Дзержинец», почти с самых первых дней войны располагался эвакуационный госпиталь №2853. Этот госпиталь за 4 долгих года проделал немалый путь и встретил День Великой Победы в самой Германии.

В августе 1941 года за очень короткий срок четырехэтажное здание школы, ее большие классы и огромные коридоры переоборудовали в больницу-стационар. Уже в первых числах сентября искалеченные пулями и осколками, часто без признаков жизни, прямо с передовой (советские войска тогда были под Москвой) стали поступать первые раненые. Днем и ночью хирурги боролись за их жизнь, медсестры, санитарки по суткам не смыкали глаз.

слева-направо: Д. Пискунова, А. Сычева, З. Конышева
Из воспоминаний Дарьи Михайловны Пискуновой: «От вокзала до госпиталя было больше километра. Легкораненые шли с поезда сами, «тяжелых» везли на машинах. Поезда шли постоянно, ведь война была под Москвой. Меня назначили старшей медицинской сестрой госпиталя, и в этой должности я работала в нем до конца войны». Многие из раненых возвращались после лечения на фронт, многие умерли от ран и болезней в госпитале и навсегда нашли покой в братских могилах Дзержинска…
В 1943 году началось наступление наших войск и фронт стал удаляться на запад. Сотрудникам дзержинского госпиталя №2853 был дан приказ двигаться ближе к линии фронта. В сентябре 1943 года эшелон эвакогоспиталя отправился в сторону Москвы. В старом здании школы №2 эвакуационный военный госпиталь №2853 работал ровно два года.
После окончания войны госпиталь расформировали не сразу. В Германии врачи продолжали лечить раненых и больных людей – освобожденных узников концлагерей и угнанных с оккупационных территорий мирных жителей. После расформирования госпиталя №2853 большая часть его персонала вернулась на родину – в город Дзержинск.
Еще одна наша землячка, Конышева Зинаида Никандровна, операционная сестра тех лет, вспоминала: «Сострадание и жалость приходилось прятать глубоко в себя, держать волю в железном кулаке, и ни в коем случае не показывать слез. Ела и спала урывками, потому что работа у хирургического стола занимала почти все время». Зинаида Конышева вместе с госпиталем побывала в Берлине, где и расписалась на стенах Рейхстага. С 1950 года работала в госпитале инвалидов войны уже на родине, в Дзержинске, операционной медицинской сестрой, а после окончания курсов в Горьком тридцать три года – рентгенлаборантом в больнице скорой медицинской помощи (БСМП)
Отсюда
В 1985 году возле еще старого здания установили стелу в память о выпускниках, погибших во время войны. Владимир Николаевич Колоколов — ветеран Великой Отечественной, сам окончивший 2-ю школу, человек удивительно собранный, спокойный и неравнодушный — организовал это великое дело вместе с Юрием Себиным и Евгением Биято. Нашли списки выпускников. Через объявления в городской газете «Дзержинец», тогда единственном печатном СМИ в городе, собрали сведения о тех, кто погиб на полях сражений… Отец одного из погибших выпускников лично принес документы в школу и так разволновался, что прямо в кабинете директора у него случился сердечный приступ… Стелу смонтировали и установили возле школы, и на торжественной линейке во время открытия под знаменитое «Мне кажется порою, что солдаты…» казалось, они все стояли тут рядом, и мороз по коже… Вот она связь времен, поколений, живая история. (с)
Я это помню. В 1985 году я заканчивала четвертый класс. Не обошлось без вандалов: изначально на верхней пластине были объемные металлические буквы, а рядом со стелой, впереди и по бокам, на трех бетонных подставках лежали бронзовые головные уборы трех родов войск: каска пехотинца, шлем танкиста и матросская бескозырка с бронзовыми же лентами. Но буквы потихоньку сшибали, у бескозырки оторвали ленты, а когда в 1992 школа опустела, и вовсе утащили все три "военных шапки".
Стела у старой школы:

Не сразу, но перенесли к нынешнему школьному зданию: