Mira cómo se mece una vez y otra vez, virgen de flor y rama, en el aire de ayer. (с)
Очередное. После выноса мозгов на работе в последние дни (пациенты, сладострастно урча и чавкая, поедают их чайными ложками, а главврач, вместо того, чтобы дать им окорот, прогибается под каждого жалобщика и велит нам их облизывать) просто необходимо восстанавливать не столько физические силы, сколько моральные и эмоциональные. И тут мне замечательно срезонировали голос и энергия одного из любимейших моих артистов, Артиста и Поэта с большой буквы - Владимира Семеновича Высоцкого. Собираясь выйти с лыжами в воскресенье после дежурства, я прикидывала, что бы такое послушать на лыжне - неделю назад невыносимый скрежет лыж об обледенелые края колеи изрядно портил мне настроение. Перебирая папки, наткнулась на аудио "Гамлета" с постановки Театра на Таганке. Я слушала эту запись несколько лет назад, она меня очень впечатлила, захотелось переслушать теперь. Переслушала. Снова впала в восторг и восхищение (диссонансом показался только совершенно невыразительный Призрак в исполнении Пороховщикова). Высоцкий, Смехов, Демидова, Сайко, Филатов, Хмельницкий, Фарада... Какие голоса! Но голос Высоцкого для меня драгоценнее остальных. И неудивительно: с 13 лет слушала запоем, все обертоны и интонации врезались в память и теперь снова всплыли, даря радость, сопереживание, чистое удовольствие от невероятно выразительной игры. Послушайте и вы.
В.Шекспир ГАМЛЕТ Ко дню рождения В.Высоцкого - Гамлет (спектакль Театра на Таганке),
читать дальшеКомпозиция, постановка, режиссура Юрий Любимов. Художник Давид Боровских Композитор Юрий Буцко
Действующие лица и исполнители: Клавдий, король Датский - В.Смехов Гертруда, королева Датская, мать Гамлета - А.Демидова Гамлет, сын прежнего и племянник нынешнего короля - ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ Полоний, главный королевский советник - Л.Штейнрайх Офелия, дочь Полония - Н.Сайко Лаэрт, сын Полония - В.Иванов Горацио, друг Гамлета - Л.Филатов Розенкранц - И.Дыховичный Гильденстрен - А.Вилькин Озрик - С.Холмогоров Марцелл - В.Спесивцев Бернардо - В.Семенов Рейнальдо, слуга Полония - А.Филиппенко 1-й актер - Б.Хмельницкий Мальчик-актер - Д.Межевич Актриса - В.Радунская Актеры - А.Фелипенко, В.Спесивцев Могильщики - Ф.Антипов, С.Фарада Призрак отца Гамлета - А.Пороховщиков Музыканты и придворные - артисты театра
Премьера спектакля состоялась 29.11.1971 г. Последний спектакль сыгран 17.07.1980 г.
Ну а после этого у меня развилось самое настоящее обострение: захотелось слушать еще и еще, песни, спектакли, монологи, пересмотреть фильмы... Чем благополучно и занимаюсь.
Например, с радостью узнала, что ВС не только в кино сыграл Дон Гуана ("Маленькие трагедии", режиссер М. Швейцер, 1980, его последняя роль, он даже фильма целиком не увидел), но и на радио в тех же "Маленьких трагедиях". Послушала. Теперь захотелось фильм пересмотреть.
Радиоверсия очень понравилась. Вот такой голос Высоцкого я страстно обожаю. Лирику и романтику в нем можно черпать горстями, ковшами, ведрами, бочками. Понятно, почему он имел невероятный успех у женщин: за этим голосом можно идти хоть с завязанными глазами. А там ведь и посмотреть было на что, хоть и "не вышел ни званьем, ни ростом", но обаяние его сражало наповал.) Единственное: в финале мне не хватило драматизма. В фильме встречу с Командором сыграли все-таки более экспрессивно.
Пролистала наконец давно отложенный фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой". Именно пролистала, сначала смотрела подряд, после первых 40 минут уже на перемотке. С чувством выполненного долга выкинула в корзину и удалила с компа.
Нарыла на рутрекере Клондайк: тему по Высоцкому, в которой собраны ссылки на все раздачи с его участием: кино, аудио (песни, радиоспектакли и фонограммы спектаклей Таганки), телепередачи, его сочинения в текстовом виде и книги о нем в оцифровке. Это здесь: rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2954823
Накачала записей театральных постановок - просто всех, ведь сколько я в свое время об этих спектаклях читала, так хотелось бы это все увидеть, хотя бы в записи: мы, провинция, не избалованы знаковыми спектаклями московских театров, да и когда большинство этих спектаклей в театре шли, меня, как говорится, еще и в проекте не было. А когда уже была - что бы я поняла в них, дошкольница? Я и слов-то таких не знала. Но и теперь посмотреть не получится, не сохранилось полных видеозаписей. Зато сохранились аудио, поэтому - хотя бы так. Сегодня начала слушать "Жизнь Галилея". увлекает, захватывает. Немного напомнило "Кеплера" с Бенедиктом, видимо, истории всех великих ученых (во всяком случае, многих) чем-то схожи.))
...а еще я поняла, что песни, записанные Высоцким в студиях с профессиональными музыкантами (в СССР это был великолепный ансамбль "Мелодия" под управлением Георгия Гараняна, в Канаде, Болгарии и Франции - студийные сессионные профессиональные музыканты), нравятся мне особенно. Может быть, потому что я довольно много таких записей услышала еще в отрочестве на пластинках (с 1988-го юбилейного года его начали довольно много издавать и переиздавать на пластинках, и я их собирала), а может быть, и потому что избаловалась хорошим качеством музыкальных записей в последние годы... Но я не отношусь к снобам, которые считают, что Высоцкого надо слушать исключительно в любительских записях с концертов под не всегда точно настроенную гитару. Наоборот, мне кажется, что хорошие аранжировки только подчеркивают достоинства и песни, и голоса исполнителя. В конце концов, он сам захотел записать свои песни с оркестром (ну или с другими музыкантами). Думаю, если бы у него было побольше времени, он бы постарался записать в студии, с хорошими аранжировками, все свои песни. Или почти все.
Конечно, обожаемая с детства "Алиса в Стране Чудес", полная чисто русских аллюзий, отсылок и каламбуров. Взяв за основу перевод Н. Демуровой, авторы радиоспектакля сделали шикарную постановку, полную музыки и чуда. В ней - ровно двадцать песен Высоцкого, я считала еще в отрочестве.) Некоторые он поёт сам. А еще на этой пластинке я услышала и запомнила чудеснейший, очень узнаваемого индивидуального тембра голос Всеволода Абдулова, одного из друзей ВСВ.
И отдельный разговор - это военные песни. Двойной сборник "Сыновья уходят в бой". Оттуда я выучила больше половины песен... Нет, не я выучила. Они выучились сами. Над "Расстрелом горного эха" и "ЯКом-истребителем" я в юности немало горьких слез пролила. А теперь слушаю - и от остальных тоже... подступает. "Он не вернулся из боя", "Тот, который не стрелял", "Мы вращаем землю", "Их восемь - нас двое", "Аисты"... И очень сильная песня "Пожары". Какие там образы, какие слова, какая музыка!.. Всё-таки моё мнение остаётся неизменным: Владимир Высоцкий - большой поэт, можно даже сказать, великий. И в то же время простой и понятный многим. Поэт с большой буквы.
На сегодня заканчиваю. Если еще потянет поделиться - интересно будет вам?))