Mira cómo se mece una vez y otra vez, virgen de flor y rama, en el aire de ayer. (с)
1. Распределение спальных мест поближе к мамке.
2. Изолянты-лишенцы за матовым стеклом двери в спальню. Завели, панимашь, привычку тыгыдымить прямо по мамкиной тушке в половине шестого утра. В очередной раз были выставлены в коридор и там лишались.
Mira cómo se mece una vez y otra vez, virgen de flor y rama, en el aire de ayer. (с)
Ланя решила попозировать. Никак мы с этой кошкой друг к другу не привыкнем. И не надо обманываться скорбно-мимимишным выражением этой наглой рыжей морды.
Mira cómo se mece una vez y otra vez, virgen de flor y rama, en el aire de ayer. (с)
Озеро... Я наконец осознала, что именно в конце августа - начале сентября мне больше всего нравится купаться. Когда в воздухе уже пахнет близкой осенью, вода подостыла и стала "шелковой" - прозрачной и легкой, когда основная масса народу уже не решается надеть купальник и поплыть (на берегу, правда, еще загорают), поэтому все озеро - в моем полном распоряжении. И внезапно находится потерянный было "проплызд" в зарослях элодеи, а белые нимфеи еще цветут, и я шепчу им, подплывая: "Здравствуй, Прекраснейшая. Какая же ты красивая. Спасибо тебе". И вдыхаю тонкий, едва уловимый аромат водяной лилии. И чувствую тонкую скользкую пленочку на коже - сапропель: если не вытереться полотенцем, а обсохнуть на солнышке и ветерке, кожа становится мягкой и бархатистой. И считаю свои километры: позавчера, вчера, сегодня... Может быть, и завтра получится. Последние, а оттого еще более драгоценные деньки купального сезона.
Mira cómo se mece una vez y otra vez, virgen de flor y rama, en el aire de ayer. (с)
Одного Круглого мне показалось сегодня мало, и я завернула к Бездонке чисто из любопытства - благо, она по пути и совсем рядом. Но оказалось, что вся ряска с поверхности куда-то делась за время похолодания, и Бездонка радушно приняла меня в свои объятия.))
Mira cómo se mece una vez y otra vez, virgen de flor y rama, en el aire de ayer. (с)
Итак, предыдущий пост я закончила тем, что вынырнула из деревенской идиллии окрестностей Тамарита и по улице Вирхен Бланка пошагала к парку и дому-музею Лорки. Улица Вирхен Бланка длинна и многолика.
К парку я подошла с не совсем привычной стороны и поэтому увидела то, чего не видела ни в один из своих прошлых визитов сюда.
А вот и представление кукольного театра, которое мне так любопытно было глянуть. Музей хранит не только вещи, но и традиции: Федерико с детства любил кукольный театр и не раз устраивал представления для семьи и друзей в детстве, а когда стал взрослым - для всех желающих ребятишек. Причем умудрялся даже очень серьёзного и занятого дона Мануэля де Фалью к представлению привлечь.
Я не удержалась, записала чуть-чуть видео. Сказка была забавная, а местами даже очень смешная - про приключения морячка по имени Хай. Вот два кусочка спектакля:
Представление окончено, актёры убирают реквизит и кукол, зрители расходятся...
...а мне, как всегда, ужасно не хочется покидать этот кусочек земли. Здесь всё особенное - земля, вода, воздух и свет.
Mira cómo se mece una vez y otra vez, virgen de flor y rama, en el aire de ayer. (с)
Что-то я сообразила, что ничего не писала про нашу с Пти прошлогоднюю поездку в Андалусию. Я наконец прочла путеводитель Гибсона "Поэт в Гранаде" и смогла удивить даже саму себя, найдя такие уголки, до которых раньше не добиралась. В частности, я нашла усадьбу Тамарит, название которой столько лет тревожило моё воображение. Но я понятия не имела, в какую сторону от Сан-Висенте нужно двигаться, чтобы её найти. А тут подробный путеводитель плюс навигатор в смартфоне (которого не было ещё буквально пять лет назад) - и вуаля! Интересно, кто-нибудь ещё из русских поклонников Лорки туда добирался?)))
Фото с сайта universolorca.com
Итак, La Huerta del Tamarit - это загородный дом Франсиско Гарсиа Родригеса и его дочерей, вдохновивший Федерико на написание цикла "Диван Тамарита". Он и сегодня находится в частном владении, поэтому для осмотра доступны только его окрестности и внешний вид.
читать дальше До покупки усадьбы Сан Висенте, где, начиная с 1926 года, Федерико проводил лето и написал большинство своих зрелых работ, его отец, дон Федерико Гарсиа Родригес, интересовался другой похожей недвижимостью, расположенной неподалеку: усадьбой Тамарит ("Финиковый сад" по-арабски). Пять гектаров орошаемых земель рядом с Хенилем, в Паго-дель-Харагуй или Нижний Харагуит (если следовать противоречивой системе именования поселений, записанных в книгах пользователей Acequia Gorda).
В те годы одно поместье находилось всего в пятнадцати минутах ходьбы от другого. Однако Дон Федерико в 1918 году предпочел подарить Тамарит своему брату Франсиско, отцу Кармен и Клотильды Гарсиа Пикосси. Клотильда, одна из любимых кузин Федерико, вскоре станет владельцем места, давшего название последней книге Лорки: "El Diván del Tamarit" (написана в середине 1930-х годов и издана посмертно).
В 1918 году дон Федерико еще не думал о том, чтобы оставить дом в Аскеросе, куда он наезжал в сезон молотьбы, и приобрести усадьбу недалеко от Гранады, поэтому он не воспользовался этой возможностью. Франсиско Гарсиа Родригес в 1923 году построил главный дом, а немного позднее и меньший, для сторожей.
После покупки усадьбы Сан-Висенте семьи постоянно перемещались из одного поместья в другое. Владения были расположены так близко, что со временем возникла кадастровая путаница. Некоторые относили усадьбу Сан-Висенте к муниципалитету Харагуй или Фаргуй, так же как и Тамарит, тогда как в действительности Сан-Висенте относится к району Арабиаль. В любом случае, обе усадьбы красивы эфемерной арабской красотой. Лорка в одном из писем написал, что сад его двоюродного брата имеет самый красивый в мире адрес: Уэрта-дель-Тамарит, район Фаргуй, Гранада. Федерико часто ходил в гости к кузине Клотильде, чтобы угоститься рисом её приготовления. "Кузина", - говорил Федерико Клотильде, - ваш сад - это коллекция открыток".
Висента Фернандес-Монтесинос, племянница Федерико Гарсиа Лорки, в Уэрта в 1932 году / Фото: Фонд FGL
Трудно определить, какие стихи "Дивана Тамарита" были написаны в Сан-Висенте, а какие в Тамарите, ведь цикл писался на протяжении нескольких лет. Летом 1931 года Лорка уже написал "Касыду о бездомном сне" и "Газеллу о горьком корне". На корабле, который привез его из Аргентины, он написал как минимум еще две газеллы и касыду. По словам Эдуардо Бланко Амора, который жил в Сан-Висенте летом 1934 года, он видел, как "в кафе на улице Сакатин" Лорка правил "Газеллу об утреннем рынке". Как писал сам Бланко Амор в 1937 году, пытаясь исправить путаницу в названиях, "сад Тамарита, согласно познаниям и воображению Федерико, было мавританским названием сада Сан-Висенте, где поэт проводил свое лето, - затененного лаврами, освещенного черешневым цветом и отраженного в воде оросительных каналов".
Строительство кольцевой дороги вокруг Гранады в 1980-х годах разделило оба поместья и превратило всю сельскохозяйственную территорию Веги в разделённые друг с другом островки. Остров Сан-Висенте был присоединён к городу, а остров Тамарит остался по другую сторону шоссе. Сегодня путешествие из одного сада в другой затруднено и даже опасно из-за постоянного движения транспорта и изменения дорожного покрытия. В настоящее время Уэрта-дель-Тамарит находится в частной собственности. www.universolorca.com/lugar/huerta-del-tamarit/ - текст отсюда, обязательно сходите, посмотрите фотографии! Я не стала обходить дом по периметру, всё-таки частное владение. Авторы сайта, очевидно, получили на это разрешение и удачно им воспользовались. Ну а мои фотографии см. ниже)))
Итак, от кладбища Сан-Хосе ( о нем будет отдельный пост) мы спустились в город на такси, потому что у Пти почти отвалились лапы (она и так героически побродила со мной по кладбищу после того, как почти целый день мы провели в Альгамбре!). Но у меня они ещё вполне работали, поэтому из центра, забежав к памятнику Мариане Пинеде, я было хотела добежать до Сан-Висенте, тем более что там было заявлено представление кукольного театра. По Асера дель Дарро спустилась к Хенилю, посмотрела на карту... включила киндлу с закачанным туда гибсоновским путеводителем... и от набережной стала прокладывать маршрут почти в противоположную сторону: к указанному в книжке переулку Ногалес. Когда ещё предоставится такая возможность!.. А кукольный спектакль... Ну что ж, и туда успею. Необязательно же целиком смотреть (подумала я, хорошо себя зная). Оцените контраст. Уже не помню, по какой именно из улочек "квадратно-гнездового" многоэтажного спального района я шла - Маэстро Монтеро или Доктора Лопеса Фонта, а может, по обеим поочередно, но разница между двумя следующими фотографиями ровно 10 минут. 10 минут пешей ходьбы.
Ну а дальше - всё как в путеводителе. "Находите переулок Ногалес, идёте по нему вдоль русла оросительного канала (вода в нём, кстати, хоть и на дне, но была).
"По левую руку от вас сначала будет жилая усадьба Huerta del Chaparro" - да, есть такая.
А за ней с левой же стороны уже виднеется ещё один беленький домик. Похоже, что это и есть Тамарит.
Кручу головой, снимаю окрестные пейзажи. Хочется всё запомнить и унести с собой.
Современные здания - офисы и предприятия - виднеются совсем близко, за автострадой.
Запорный механизм канала:
Снова взгляд на Тамарит (я еще не вполне уверена, что это именно он):
По другую сторону грунтовки, по которой я иду, есть и заброшенная ферма. На заборе написано "Иисус есть любовь".
Подхожу. Этот "сельский островок" я прошла уже почти насквозь, впереди снова виднеется автострада, и я почти уверена, что слева впереди - Тамарит. Попытка уточнить у встреченного сеньора, права ли я, успехом не увенчалась: он пробурчал что-то типа "сами мы не местные" и бодро прошагал мимо меня.
На подъездной аллее стоит машина. Значит, хозяева дома и не стоит им надоедать. Крадусь осторожно. Мне всего лишь хочется подтвердить свои догадки и вдохнуть немножко здешнего воздуха. Зачем мешать людям отдыхать?
И вот момент истины: стена с табличкой. Что же на табличке?
А вот что:
Вот такой дом. На сайте он обснят со всех сторон, а у меня - что уж получилось.)
Развернулась и пошла обратно.
Рядом с усадьбой Чапарро - заброшенный участок под номером 3.
Сама усадьба Чапарро:
И олеандровый водопад на выходе (или входе?) в переулок Ногалес.
А потом я всё еще довольно бодро - ноги в руки - зашагала по Вирхен Бланка к парку Гарсиа Лорки и музею Сан-Висенте.
Mira cómo se mece una vez y otra vez, virgen de flor y rama, en el aire de ayer. (с)
В основном я сижу дома (поскольку отпуск и самоизоляция). Но вчера от долгой неподвижности уже начала кружиться голова, поэтому вчера я под предлогом того, что надо получить в отделе кадров новую зарплатную карту, вылезла из дома. Маршрут привычный, но неизменно радующий, особенно весной. Вопрос: как остановиться и прекратить фотографировать прострел весенний?))
Mira cómo se mece una vez y otra vez, virgen de flor y rama, en el aire de ayer. (с)
Суббота. Думала, посплю подольше, чтобы не бродить сонной мухой в выходной. Агащаз. Ровно в шесть мурк и тыгыдым над ухом: Динечке надо покушать, Динечке надо в лоток (а потом грюкать им, пока хозяйка не уберет). Так что держите фотоотчет за вчерашнюю лыжепрогулку. Очередной набор все тех же однообразных пейзажей.
Mira cómo se mece una vez y otra vez, virgen de flor y rama, en el aire de ayer. (с)
Вчера мы ездили в Болдино, как я уже сказала. Мы - это моя подруга с мужем и я. Выехали в 8 утра, в полдень были в поселке, нашли музей, купили билеты и погрузились... кто куда. Лично у меня погружение было двойное: в пушкинское время и в собственную юность, когда я взахлеб читала Пушкина и о Пушкине всё, до чего могла дотянуться. Многое забылось, конечно, но что-то в памяти осело, видимо, навсегда. Дорогой, пока ехали, читала полное собрание стихотворений - на читалке нашелся нужный файл - и испытывала радость от новой встречи, узнавания и наслаждения новым, раньше не читанным. Я не стану растекаться мыслью по древу, а сделаю скромный фотоотчет. Погода не побаловала: было пасмурно, то и дело принимался идти дождь, прогулка получилась короче, чем хотелось бы. Но что уж получилось.
Информация с сайта музея:
читать дальшеСело Большое Болдино расположено в 230 км от города Нижнего Новгорода. Род Пушкиных владел селом ещё со времен правления Ивана Грозного. В 1585 году за успешное проведение переговоров с польским королем царь наградил им воеводу Евстафия Михайловича Пушкина во временное владение, на срок «царевой службы». Его троюродный племянник Иван Федорович Пушкин за участие в Нижегородском ополчении под знамёнами Минина и Пожарского получил болдинские земли уже в потомственное владение (в вотчину). Владельцы не жили на вотчинных землях постоянно, приезжали изредка.
В 1742 году имение перешло деду поэта, Льву Александровичу. Помимо Болдина, Пушкиным принадлежали село Кистенево и деревушка Малое Болдино. В начале XIX века имение было разделено между братьями Сергеем Львовичем и Василием Львовичем Пушкиными – отцом и дядей поэта. Впервые Александр Сергеевич Пушкин приехал в Болдино в 1830 году перед женитьбой на Наталье Гончаровой. Он собирался провести здесь несколько дней, чтобы оформить документы на владения, выделяемые ему отцом. Но в Нижегородской губернии началась эпидемия холеры, и поэт был вынужден задержаться в селе на три месяца.
Пушкин приезжал в Болдинское имение в 1830, 1833 и 1834 годах и в общей сложности прожил там всего около пяти месяцев, а написал практически половину своих лучших произведений – более 60. В их числе – «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина», «Медный всадник» и «Пиковая дама», последние главы «Евгения Онегина» и практически все сказки. В последние свои годы Александр Сергеевич не раз возвращался к мысли поселиться в Болдине с семьей. Это дало бы ему желанную независимость и возможность трудиться в тишине и уединении. Его беспокоила дальнейшая судьба болдинской вотчины. Он надеялся и даже пытался взять управление имением в свои руки. Но Пушкину не удалось получить отставку и уехать в Болдино, а дуэль разрушила все его планы.
***
В 1911 году усадьба в Болдине была выкуплена государством у внучатого племянника поэта Льва Анатольевича Пушкина. Усадьба уцелела во время Октябрьской революции, когда были разорены и сожжены многие дворянские дома, в том числе в пушкинском Михайловском. На сельском сходе болдинских крестьян 11 апреля 1918 года постановили: «… И на месте сим желательно увековечить память великого поэта А.С.Пушкина (нашего помещика), а также равно день Великой нашей русской революции, по обсуждении чего единогласно постановили данную усадьбу, на ней постройки, сад и при ней полевую землю взять на предохранительный учет».
*собственно, вот этот камень:
В 1929 году парк болдинской усадьбы был объявлен заповедным. В этом же году Болдино из рядового села Лукояновского уезда стало центром Большеболдинского района. 18 июня 1949 года был открыт Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино».www.boldinomuzey.ru/index.php/home/history Статья в Вики об истории села, его названия, о том, как в Болдине появились Пушкины и о музее: здесь
1. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, заложенная еще дедом Пушкина, Львом Александровичем, и освященная, по легенде, в год рождения поэта (1899).
2. Верхний пруд перед церковью:
3. Старый Дом культуры советского времени со странными, но оригинальными деревянными колоннами портика:
4. "Попов порядок". Рядом с усадьбой, в нескольких шагах от барского дома, находится ряд домов, называемый «Попов порядок». Это историческое место жительства болдинских служителей церкви, поскольку улочка находится прямо напротив Успенского храма. По заявлениям старожилов, ранее в одном из домов был усадебный флигель, впоследствии подаренный племянником поэта болдинскому священнику. Кроме того, есть версия, что на внутренней стене дома были надписи, сделанные самим Пушкиным. Однако проверить это невозможно, поскольку весь «Попов порядок» сгорел во время разрушительного пожара 1920 года, когда чудом уцелело само здание болдинской усадьбы. Современные постройки «Попова порядка» были восстановлены в 1990-е годы XX века по сохранившимся фотографиям. В настоящее время здесь находится экспозиция, посвящённая пушкинским сказкам.
5. Памятник "Маленький Пушкин и Арина Родионовна" возле домика с кассами музея:
6. Лиственница, посаженная самим Пушкиным (саженец Александр Сергеевич привез из поездки по Южному Уралу, где собирал материалы для "Истории Пугачевского бунта").
7. Памятник Пушкину, скульптор О. К. Комов:
8. Общий вид фасада барского дома с лиственницей перед ним и памятником в глубине слева:
9. Кухня. Кухни в те времена строились отдельно от барского дома, чтобы запахи готовящейся еды не мешали господам. На крылечке кухни мне встретилась местная жительница, вполне дружелюбная к приезжим.)
10. Вид на дворовые постройки: конюшня и людская.
11. Банька внутри. Прилагаются все необходимые предметы для гадания на суженого с зеркалом. В бане не было икон, поэтому нечистая сила - незаменимый помощник в гадании - могла свободно себя проявлять.
12. Ну и конюшня с... нет, не конюхом. Это Балда. К сожалению, пересвеченный.((
13. Горбатый мостик через пруд. Оказался коварно скользким, я не удержалась и ощутимо плюхнулась на пятую точку. Теперь хожу чуть прихрамывая, а пальто пришлось постирать.
14. И вот наконец господский дом - место, где Пушкин жил и написал столько прекрасных строк. Как нам рассказала экскурсовод, в первый приезд Пушкин поселился в практически необжитом доме - до него там не жил подолгу никто - и пользовался только двумя комнатами: зальцей и кабинетом. Мебели было мало, кровати не было вовсе, так что спал Александр Сергеич в кабинете на диване. В зальце сохранилась мебель, принадлежавшая семье и помнящая Пушкина - это главная ценность музея. Над диваном висят портреты предков (двоюродный брат деда Алексей Федорович Пушкин, его жена Сарра Юрьевна и Иван Абрамович Ганнибал). На секретере - портрет Василия Львовича, любимого дядюшки, над секретером, на стене, - портрет Сергея Львовича.
Слева от двери в кабинет - столик-"бобик" (по форме напоминает боб), над ним вышивка.
Зеркала пушкинского времени, экскурсовод сказала, что в описи имения два таких зеркала значились. Возможно, тоже помнят Пушкина.)
15. Кабинет. Английские напольные часы, ломберный столик с рукописями, диван, шкафчик и стеллаж с книгами.
16. В остальных комнатах - литературная экспозиция "по мотивам написанного в Болдине". Песочные часы, в верхней части которых осенние листья, в нижней - сожженные листы рукописи ХХ главы "Евгения Онегина" (не настоящие, конечно). Они символизируют.)) На одной из стен - коллаж из рисунков самого Пушкина, на другой - полный перечень написанного в Болдине за три осени (1830, 1833 и 1834). Я не стала его снимать, посмотреть хронологию можно, например, здесь: lukped.narod.ru/internet/boldino/boldino/hronol...
17. Копия знаменитого бюста Пушкина работы И.П. Витали, фактически прижизненный портрет (Витали был знаком с Пушкиным, хотя работу над портретом закончил уже после гибели модели).
18. Еще один столик-"бобик", на нем портрет Натальи Николаевны работы В. Гау 1849 года и ее письмо тогдашнему (письмо датировано 11 июня 1837 года) управляющему Болдинским имением с просьбой выслать ей в Полотняный Завод все личные вещи погибшего мужа. Управляющий просьбу хозяйки, разумеется, выполнил. Собственно, поэтому личных вещей Пушкина в Болдине практически и нет.
19. Портреты троих старших детей Пушкиных, Маши, Саши и Гриши (младшая, Наташа, тогда еще не родилась), нарисованные англичанином Т. Райтом.
20. Портрет Льва Сергеевича, младшего брата, в юности:
21. Вид из окна:
22. Вотчинная контора во флигеле напротив господского дома. Пушкин поселился в ее жилой части в последний приезд в Болдино осенью 1834 года, потому что господский дом тогда ремонтировался. Рабочая половина:
Жилая часть. Почему-то именно здесь мне привиделся за секретером работающий Пушкин. В господском доме никаких наваждений не было.)) Хотя как раз в ту осень кроме "Золотого петушка" он ничего не написал...
23. Ветла у верхнего пруда, которой почти 200 лет.
24. Парк. Беседки, пруды...
25. Часовня Михаила Архангела (восстановленная).
26. Дерновая скамья под пригорком с часовней - одно из любимых мест отдыха Пушкина. Набрели на нее почти случайно, и я рада, что нашла ее. Хорошее место, хотя сейчас на ней сидеть довольно грязно и неуютно. Зато летом...)))
27. Могила Анатолия Львовича Пушкина, племянника поэта, сына "Лёвушки", в ограде церкви Успения Богородицы.
Вот и вся прогулка. А на обратном пути нас провожали вот такие облака:
Mira cómo se mece una vez y otra vez, virgen de flor y rama, en el aire de ayer. (с)
А я тем временем провожаю и закрываю лето. В Китае - праздник Середины осени и лунные пряники, а я всю эту неделю к 15 км на велике (понимаю, что немного, но хотя бы) добавляю километр по озеру вплавь. Кайф необыкновенный! И как же жаль, что он закончился. Да, сегодня еще +25, но я сижу взаперти в своей больничке и слегка маюсь пузом. На улицах среди зелени уже довольно много золота и пока еще единичные маленькие островки меди. Дни все короче, ночи длиннее, а с завтрашнего дня, судя по прогнозам синоптиков, к нам приходит госпожа Осень.
И вот весна! 23 апреля, сон-трава дружными сиреневыми кучками украшает лес, пролеска кокетничает: белая никак не хочет получаться нормально, нарциссы немного стесняются, ольховые сережки вот-вот выпустят на воду золотую пыльцу, щавель уже вкусный, утки и чайки на озере готовы отложить яйца, лиственницы в дендрарии уже окутались тонкой нежно-зеленой дымкой. Любимое время.
Mira cómo se mece una vez y otra vez, virgen de flor y rama, en el aire de ayer. (с)
За окном рентгенкабинета, расположенного на втором этаже, растет рябина. И ягод на ней до сих пор много. Так что повадились на эту рябину прилетать разные птички, а мы с лаборанткой за ними наблюдаем. Сначала прилетел дрозд-рябинник и основательно посидел на ветках день, другой, третий... короче, каждый день прилетает. Стучит клювом в окно, чего-то хочет.
Потом появилась маленькая стайка снегирей - несколько самцов и серенькая самочка.
А позавчера на ветках обнаружилась еще одна "птичка" - черно-белая, с ушами, хвостом и четырьмя когтистыми лапами. Видимо, залезла, чтобы поближе познакомиться с остальными.)))